Постоянные читатели

воскресенье, 1 июня 2025 г.

МАРС БЛИЖЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО, НО ДАЛЬШЕ, ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ 🛸













МАРС БЛИЖЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО, НО ДАЛЬШЕ, ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ 🛸


Вчера, 29 мая 2025 года, Илон Маск представил обновлённый план марсианской программы SpaceX под названием «The Road to Making Life Multiplanetary». Презентация прошла в Starbase (Техас) и была посвящена ближайшим шагам компании по отправке миссии на Марс. Расскажу о ключевых моментах выступления.


Главная цель: SpaceX планирует отправить первый беспилотный корабль Starship на Марс в конце 2026 года, в период оптимального сближения Земли и Марса, который происходит раз в 26 месяцев. Но, честно, эти сроки очень оптимистичные. Вероятность реализации этой миссии в срок Маск оценил как «50 на 50», отметив, что многое зависит от успешной отработки ключевых технологий, особенно дозаправки на орбите.


Поговорим про технологии, которые помогут осуществить столь амбициозные планы.


➤ Новое поколение корабля Starship (V3)


Корабль V3 не сильно изменится с визуальной точки зрения, по сравнению с текущий версий V2. Это будет очередная итерация с переходом на двигатели Raptor 3.


• Высота : 52,1 м (без изменений).


• Масса горючего : 1550 тонн (+50 т).


• Тяга : 1600 тонн силы (+7%).


• Двигатели : 3 Raptor 3 и 3 Raptor Vacuum 3.


• Тепловой щит : более гладкий, унифицированный для посадок на Землю и Марс. Это один из главных инженерных вызовов — полноценный многоразовый тепловой щит.


• Функциональность : грузовая версия с боковыми створками, заправщик с 4 точками стыковки.


• Производство : цель — выпускать 1000 кораблей в год.


Первые испытания посадки Starship на башню — через 2–3 месяца. V3 дебютирует в конце 2025 года. Несмотря на визуальную схожесть с V2, V3 — важная итерация с переходом на двигатели Raptor 3 и серьёзными инженерными доработками.


➤ Новый двигатель Raptor 3


По словам Маска это революционный двигатель, пришлось упростить много частей конструкции, включить вторичные жидкостные контуры и электронику в структуру самого двигателя, чтобы все было защищено. В итоге эффективность Raptor 3 превосходит эффективность любых ранее созданных ракетных силовых установок.


Основные отличия от Raptor 2:


• Более высокая надёжность, тяга и удельный импульс.


• Устраняет проблемы с утечками топлива, характерные для Raptor 2.


• Уже проведено 300+ тестов, общее время работы на стендах — 16 000 секунд (почти 4,5 часа).


➤ Super Heavy B18: новое поколение ускорителя


Первый ускоритель нового поколения, он же Super Heavy B18, уже находится в производстве. Эта версия ускорителя должна будет стать по-настоящему многоразовой и быстропереиспользуемой. Первые криотесты — летом 2025. Главная задача — выйти на быструю многоразовость с оборотом в 1-2 часа. Корабль также должен иметь возможность летать несколько раз в день.


• Высота : 72,3 м (+1,3 м).


• Горючее : 3650 тонн (+150 т).


• Тяга : 8240 тонн силы (+22%).


• Двигатели : всё ещё 33 Raptor 3.


• Три сетчатых руля Т-образной конфигурации


• Новая конструкция : регенеративное охлаждение двигательного отсека, асимметрия обтекателей, секция топливного разделения.


Но и это еще не все, есть планы на будущий Starship Super Heavy, который будет значительно больше.


Характеристики впечатляют :


• Высота 142 (!) метра (это примерно как дом в 57 этажей);


• Масса полезной нагрузки 200 тонн при полной многоразовости;


• Двигатели : 33 Raptor 3.


• До 400 тонн в одноразовой конфигурации;


• 9 двигателей на Starship: 3 Raptor и 6 RVac.


➤ Дозаправка на орбите


• Демо-полет двух кораблей с орбитальной дозаправкой — в 2026 году.


• Соотношение компонентов при дозаправке: 80% кислород / 20% метан.


• Орбитальная заправка — ключевой барьер для полёта на Марс.


➤ Производственные планы


• 1000 кораблей Starship в год — долгосрочная цель, если бы конструкция корабля была бы уже закончена, то они могли бы выпускать по одному Starship каждые 2-3 недели, но поскольку корабль постоянно дорабатывают, то возникает много задержек;


• 5000 спутников Starlink V3 в год (сейчас около 2000 для V2) , далее — рост до 10 000.


• Задержки вызваны отсутствием стабильной финальной конструкции.


➤ Лунная программа


• Лунная база с поселением Moonbase Alpha остаётся в планах.


➤ Марсианская программа


Маск вновь озвучил цель — отправить первый беспилотный Starship на Марс к концу 2026 года, но как у уже писал, шанс оценивается как 50/50.


Ожиданий от марсианской программы много. Планируемая локация для первого поселения — равнина Аркадия благодаря потенциальным запасам водяного льда.


Мастерплан не был представлен — лишь очередной пересказ ранее озвученных намерений. Надо понимать, что текущий прогресс в программе заметно отстаёт от планов последних лет и даже более реалистичный таймлайн на 2028 год выглядит труднодостижимым.


Роботы Tesla Optimus станут основной рабочей силой для развёртывания и тестов инфраструктуры и основных исследований до прилёта людей.


Пилотируемые миссии начнутся не раньше нескольких успешных серий посадок


Для связи на Марсе будет использоваться система Marslink версия Starlink для Марса.


➤ Планы по отправке кораблей на Марс


Для создания колонии необходимо отправлять не менее 250 000 тонн ресурсов каждое окно.


➤ 1-е окно: 5 кораблей


• MVP-демонстрация возможностей и сбор данных.


• Полезная нагрузка: до 10 т. на корабль


➤ 2-е окно: 20 кораблей


• Развёртывание инфраструктуры, поиск ресурсов и подготовка площадок.


• До 75 т полезной нагрузки на корабль.


➤ 3-е окно: 100 кораблей


• Начало производства ресурсов, жилых модулей и выработка+хранение энергии.


• До 150 т полезной нагрузки на корабль.


➤ 4-е окно: 500 кораблей


• Постройка поселения, дорог, добыча ресурсов и организация связи.


• До 300 т полезной нагрузки на корабль.


➤ Заключение


Вне всякого сомнения, высадка на другую планету будет огромным достижением для человечества и продвинет нас в технологическом плане. Но работы предстоит еще очень много. Замечу, что Маск не представил никаких наработок по инфраструктуре, а это очень важный этап в колонизации Марса. Но важно другое: SpaceX продолжает двигаться, шаг за шагом, к созданию многоразовой инфраструктуры для выхода человечества за пределы Земли. В интересное время живем!


Источник: Хабр

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Инфографика: современное поколение гуманоидных роботов

 После того, как в прошлом году американская компания Boston Dynamics представила более мощную, маневренную и полностью электрическую версию...