Его череп пролежал восемь тысячелетий на каменной платформе в центре озера, окружённый костями людей и животных. Теперь этот человек словно возвращается к жизни.
Перед нами статный мужчина лет пятидесяти с седой бородой, облачённый в накидку из шкуры дикого кабана. Широкая грудь покрыта ритуальными меловыми узорами, а бледно-голубые глаза прищурены, будто всматриваются в даль. «Людвиг» — так прозвали этого жителя Северной Европы эпохи мезолита — не сможет ответить на вопросы учёных, но его реконструированный облик уже говорит о многом.
Тайна озера Канальорден
Это первая антропологическая реконструкция по останкам, найденным десять лет назад в шведском Канальордене — уникальном археологическом памятнике каменного века (ок. 6000 г. до н.э.). Здесь на затопленной каменной платформе в центре озера были ритуально размещены черепа девяти людей и кости животных: диких кабанов, медведей, оленей и барсуков. В 2018 году находка обрела мировую известность: внутри двух человеческих черепов обнаружили деревянные конструкции, что указывает на их возможное крепление на шестах.
«Это место завораживает и ставит перед нами загадки», — признаётся Фредрик Халльгрен, руководитель проекта исследования Канальордена.
Мост через тысячелетия
Реконструкцию лица заказал замок Шарлоттенборгс — музей в городке Мутала, где «Людвиг» станет экспонатом. «Жители смогут взглянуть в глаза одному из первых обитателей этих земель», — говорит Ханна Граффман, курирующая культурные проекты города. Правда, она с улыбкой замечает: «Прозвище „Людвиг“, конечно, не слишком характерно для каменного века — это дань графу Левенхаупу, построившему наш замок в XVII веке».
Симфония костей
Уникальность Канальордена — в преднамеренной композиции останков. В отличие от типичных захоронений той эпохи, здесь черепа взрослых мужчин и женщин соседствовали с челюстями животных, лишёнными черепов. «Словно люди и звери дополняли друг друга в неком символическом ритуале», — размышляет Халльгрен.
Скульптор Оскар Нильссон, изучавший фотографии находок, отмечает: «Расположение черепов позволяет заглянуть в мировоззрение древних — это материализованный взгляд в их верования».
Генетический пазл
Анализ ДНК шести черепов выявил удивительное разнообразие: если у «Людвига» светлая кожа и голубые глаза, то женщина, чей облик восстановят в следующем году, имела тёмный цвет кожи при светлых волосах. Это подтверждает теорию о генетической мозаике среди древних скандинавов.
«Такие проекты — мост между эпохами, — говорит Граффман. — Через реконструкции, книги, искусство мы находим точки соприкосновения с теми, кто жил здесь тысячи лет назад. И это напоминает: за всеми артефактами стоят человеческие судьбы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий